Аннотированный библиографический список по теме:
"Ценностные ориентации личности"
 

1. В.Г. Алексеева. Ценностные ориентиры личности и проблема их формирования //Советская педагогика, 1981 - № 8 - с.61-69.

Автор статьи проводит глубокий анализ ценностных ориентаций личности. Описываются свойства ценностных ориентаций:

1) связь с миром человеческих ценностей;

2) принадлежность не только к сознанию, а к поведению лич­ности. В статье выделены основные ценностные ориентации в облас­ти нравственности, эстетические ценности, ориентации экологичес­кого характера, ценностные ориентации в сфере труда и т.д., а также проблемы их формирования.

2. Г.Д. Бандзеладзе. О творческом характере нравственности //Вопросы философии, 1981-N6-с.119-122.

В статье даны два основных определения культуры:

- культура как синоним уровня развития, или степени совер­шенства;

- культура как сфера реализации ценностей.

Суть нравственности, это любовь к человеку, жизни, природе. Человек должен являться высшей ценностью для человечества.

Добро, истина, красота - ядро человеческой культуры. Гума­низм - это любовь к человеку, забота о его всестороннем разви­тии, уважении его достоинства. Нравственность является самой доступной сферой реализации свободы человека, целеполагающей де­ятельности, она в отличии от искусства или науки не требует осо­бого таланта и способностей. Добродеяние (нравственный поступок) доступно всем и поэтому нравственность является ареной каждод­невного, систематического и массового творчества.

3. В.П. Бездухов. Изучение ценностных ориентаций молодых и опытных учителей //Информационный бюллетень. Гуманизация образования, 1996.

Статья, представленная самарским ученым содержит разверну­тый сравнительный анализ ценностных ориентаций начинающих и опытных педагогов. Из ценностей, которые реализуются в професси­ональной деятельности и общении (кроме "здоровья", "счастливой семейной жизни", "материальной обеспеченности") доминирующими мотивами деятельности молодых учителей, систематизирующим ее на­чалом является "уверенность в себе", "интерес к работе", незави­симость в оценках и суждениях, действиях и поступках".

У опытных педагогов мотивами деятельности является "интерес к работе и творчеству". Ведущими способами достижения ценностей

- целей у молодых учителей являются "образованность", "воспитан­ность", "самоконтроль". У опытных же педагогов - "воспитан­ность", "образованность" и "ответственность".

Автор делает вывод о необходимости дифференцированного под­хода к созданию условий профессионально-личностного развития мо­лодых и опытных педагогов.

4. М.Н. Берулава. Гуманизация образования. Проблемы и пер­спективы //Информационный бюллетень. Гуманизация образования, 1996.

Автор статьи предупреждает о том, что гуманистический под­ход в обучении нельзя свести к каким-то конкретным технологиям или методам обучения. Гуманизация - это ценностная ориентация, в основе которой - перестройка личностных установок педагога необ­ходимо учитывать, что ребенок активен и берет из наших обучающих и влспитывающих воздействий только то, что хочет в соответствии с уже имеющимися мотивами и ценностями.

Человек может развивать свои способности и реализовать свой потенциал, когда удовлетворены его потребности в безопасности, уважении и самооценке.

5. Е.В. Дондаревская. Ценностные основания личностно ориен­тированного воспитания //Педагогика, 1995-N4-с.29-33.

Автор статьи считает, что в современной ситуации речь дол­жна идти не об отрицании воспитания, а о переосмыслении его цен­ностных оснований. Какие же основы личностно ориентированного воспитания позволяют говорить о нем как о воспитании гуманисти­ческого типа, субъектом которого является личность?

Автор утверждает, что такими ценностями являются:

- человек как предмет воспитания;

- культура как среда, выращивающая и питающая личность;

- творчество, как способ развития человека в культуре. Именно эти ценностные основания позволяют осуществить  личностно ориентированное воспитание как процесс развития и удов­летворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры, истории.

6. Ф.Е. Василюк. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций //Психологический журнал, 1995-т.16-N3.

В  статье  представлены  результаты  исследования  проблемы оценки тяжести критической жизненной ситуации. В качестве такого результата выступает система  категорий, описывающая особенности стресса, конфликта и кризиса в разных типах жизненных миров. Вы­деляются:

1) инфантильный жизненный мир (здесь-и-теперь);

2) реалистический мир (как достичь?);

3) ценностный мир. Внутрення цельность является главной жизненной необходимостью этого мира, а единственный принцип, способный согласовать равнонаправленные жизненные отношения, - это принцип ценности;

4) творческий мир - сумма проблем 'реалистического" и "цен­ностного" мира.

7. Т.В.Галкина. Особенности оценки и самооценки в ситуациях прогнозирования  достигаемых  результатов//Вопросы   психологии, 1985-N6-с.14-18.

Центральной в психологической науке является проблема изу­чения закономерностей и механизмов регуляции человеком своего поведения, деятельности, саморегулирование - это такая форма ре­гуляции поведения, которая предполагает включенность результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. В статье раскрывается ряд методик исследования, в основе которого лежит положение о том, что определенный уровень развития само­оценки, оценки (как "стержня" процесса саморегулирования) зави­сит от уровня развития интеллектуальных качеств свойств челове­ка.

8. Т.П. Гурина. Представления старшеклассников о ценностях //Педагогика,1995-N4-с.44-48.

Автор рассматривает категорию "направленность личности с учетом способов бытия". К числу критерию по мнению автора отно­сятся следующие: приверженность к материальным или духовным цен­ностям, направленность на общественные или личностные потребнос­ти, готовность соблюдать или не соблюдать нормы морали и т.д. По этим критериям было проведено тестирование учащихся и их родите­лей во многих регионах России, были сделаны количественные и ка­чественные соотношения, направленности личности и сделан вывод о том, что необходим поворот к личностно ориентированному образо­ванию, способному учесть потребности в жизненном и професси­ональном самоопределении старших школьников, утверждая подлинно гуманистические идеалы - общечеловеческие ценности.

9. Т.М.Джафарли. Активная жизненная позиция и духовное раз­витие личности//Вопросы философии, 1981-N6-с.70.

Автор формулирует положения о духовном развитии личности, которые актуальны и в наши дни. В статье говорится о том, что одной из наиболее важных ценностей общества является личность, духовно развитая и нравственно воспитанная. Человек должен осоз­нать себя как личность, должен научиться оценивать свои интересы и задачи, соразмеряя их с интересами и целями общества и челове­чества. Именно высокий моральный облик гражданина, сформировав­шийся в рамках данного общественного строя является важным и обязательным критерием при оценке социального прогресса.

10. В. Дильтей. Категории жизни //Вопросы философии, 1995 – N 10 - с.129.

В данной статье дается философское понятие и объяснение та­ких понятий как жизнь, переживание, ценности, значение, значи­мость, развитие, сущность, биография. Статья основывается на классическом философском наследии.

11. М.С. Каган, А.М.Эткинд. Общение как ценность и как твор­чество //Вопросы психологии, 1988-N4-с.25.

В настоящее время общение утратило свой первоначальный смысл, каждая нацка понимает его по своему. Сегодняшний интерес к проблеме общения, который проявляют представители всего спек­тра гуманитарных наук, отражает возрастающее значение человечес­кого фактора. Общение - важное "средство производства" челове­ческого фактора и одновременно важнейший механизм его бытия. Ав­торы статьи рассматривают общение с различных сторон, но делают упор на субъективность общения. Субъективные факторы усложняют задачу воспитателя, требуют более квалифицированного и "тонкого" подхода к ребенку. Авторы считают, что пути достижения таких важных социальных целей, как оздоровление образа жизни, формиро­вание реальной альтернативы алкоголизму и наркомании, борьба с разнообразными формами духовной деградации, лежат через развитие культуры человеческого общения.

12. М.Г. Казакина. Формирование ценностных ориентаций в кол­лективе старшеклассников //Советская педагогика, 1983-N3-с.69-72.

Понятие "ценностные ориентации" весьма часто употребляется в философии, социологии и значительно реже в педагогике, хотя ценностные ориентации относятся к числу таких общенаучных поня­тий, значение которых особенно велико для педагогики. Автор статьи объясняет это тем, что данная проблема изучена недоста­точно.

В статье выделены этапы процесса формирования ценностных ориентаций в коллективе старшеклассников: первый этап - эффект непосредственной побуждающей силы основополагающих компонентов коллективной жизни. Основная функция учителя - организаторская; второй этап - ценности общества пропускаются через собственный адекватный опыт осознания и переживания потребностей в этих объ­ективных ценностях, (усложнение коллективной жизнедеятельности); третий этап - реализация и дальнейшее обогащение идейно-нрав­ственных мотивов у большинства участников коллективной жизнеде­ятельности.

13. А.В.Кирьякова. Теория ориентаций в мире ценностей.  Мо­нография. Оренбург-1996,-с.188.

Саморазвитие общества, кардинальные изменения в социаль­но-экономической и общественной жизни страны делают проблему ориентации личности чрезвычайно актуальной. Естественно, что потребовалось новое конструирование учебно-воспитательного про­цесса в школе, которое бы отвечало запросам общества и саморе­ализации личности, учитывало бы усиление в социальном и предмет­ном мире таких компонентов, как прогнозирования, свободного вы­бора, самоопределения. автор в своей книге предлагает концепцию процесса организации школьников на социально значимые ценности, суть которой состоит в том, что ценности культуры не передаются школьнику в готовом виде, а в образовательном процессе происхо­дит восхождение самой личности к ценностям на основе всеобщего диалектического возвышения потребностей.

В процессе работы над книгой были проведены обширные иссле­дования по изучению ценностных ориентаций школьников и учителей, которые показали зависимость результатов от возраста опрошенных, также было выявлено главное противоречие между необходимос­тью оказания помощи школьникам в ориентации личностных ценностей и неготовностью педагогов оказать им полноценную воспитательную помощь. автор предлагает пути поиска педагогических условий, ко­торые бы способствовали разрешению этой проблемы.

14. Я.Л. Коломинский. Ценная работа об эмоциях и личности //Вопросы психологии, 1979-N3-с.169.

В этой статье автор пишет о необходимости исследования раз­личных эмоций, проявляющихся у личности. Эмоции, появляющиеся у личности, влияют на ее развитие. Отрицательные эмоции (гнев, страх и т.д.) порождают негативные действия, и личность бывает сориентирована на потребности определенного рода. А положитель­ные эмоции (любовь, радость, смех и т.д.) порождают действия на получение потребностей положительного рода. Чтобы у личности по­явилась ориентация на положительные ценности, нужно вызывать больше положительных эмоций.

15. С.И.Курячий. Влияние установок на восприятие другого человека//Вопросы психологии, 1983-N6-с.105.

В данной работе анализируется роль установок личности, вли­яющих на процесс восприятия другого человека. В качестве одного из более характерных механизмов восприятия другого человека вы­деляется процесс приписывания воспринимаемому определенного на­бора личностных деталей его внешности и поведения.

16. Дж. Кэмпбелл. Свобода и  сообщество //Вопросы  философии, 1992 - N12, с.112-125.

Демократия существует благодаря сложному равновесию между свободой и равенством. автор дает понятие свободы в качестве од­ной из соотносимых нами ценностей, которые в равной степени важ­ны для того, чтобы процветающее общество могло обеспечить полно­ту жизни.

17. В. Лисовский. Молодежь в условиях кризиса //Народное об­разование, 1994 - N5 -с.11.

Автор пишет о том, что в любую историческую эпоху молодежи приходится нелегко в неустойчивости ее социального положения, но как говорят исследования, что хотя разброс мнений в молодежной среде велик, но в то же время ценности образования, культуры, высокой квалификации, человеческих отношений не утрачивают лиди­рующего положения.

18. И.Ю. Максимова. Оценочная деятельность учителя и форми­рование самооценки школьника//Вопросы психологии, 1983 - №5-с.42.

Оценочная деятельность учителя обычно осуществляется в фор­ме отметок в журнале и в вербальной форме. В статье приводятся результаты исследования6 целью которого являлись изучение зави­симости формирования сомооценки школьника от оценочной деятель­ности учителя. в качестве параметра изучения личностных особен­ностей испытуемых в данном исследовании рассматривалась их само­оценка, которая определялась путем применения специальных мето­дик (самооценка качеств личности, изучение уровня притязаний ученика в зависимости от результатов его деятельности, социомет­рические изменения, анализ независимых характеристик).

19. Т.Н. Мальковская. Нравственное формирование личности школьника и условия ее всестороннего развития //Советская педагогика, 1980 - N7-с.46.

В своей статье автор показывает влияние научно-технической революции на ценностные ориентации личности. Такие социальные институты, как семья, школа, общественные организации оказывают определяющее воздействие на освоение детьми и подростками соци­альных и нравственных ценностей общества. Процессы, сопровожда­ющие НТР, вызвали колоссальные изменения в образе жизни людей, в привычных способах поведения. Установка на непрерывный перма­нентный характер образования пробудила у огромного числа людей тягу к самообразованию. В связи с этим стали меняться ценностные ориентации людей, их взаимо- и самооценки.

20. Ориентация и деятельность школьников. Монография /Под ред. Т.К. Ахаян, А.В. Кирьяковой, М.: Прометей, 1991.

Авторы рассматривают теорию ценностей и ее педагогическое значение в современных условиях развития общества, обществен­но-трудовую деятельность как основу ориентации на социально-зна­чимые ценности. Главное внимание в работе обращено на социальное взаимодействие школы как условия формирования экономических и профессиональных ориентаций школьников. Идеи, коллективная де­ятельность как фактор развития ценностных ориентаций школьников и творческий подход к деятельности как стимул ценностного ориен­тирования тоже являются основными моментами данной монографии.

21. Л. Попов. Воспитание: человек и время. Есть ли выход. // Народное образование, 1993 - N9-10 -с.60.

Разрушены старые идеалы. Автор статьи размышляет о том, как остановить спад духовных ценностей, как стимулировать нравствен­ное возрождение Родины. Во все времена отправной точкой в этих вопросах был человек. Автор рассматривает эту проблему в двух аспектах:

1. Человек и вселенная.

2. Человек и религия.

22. З.И. Равкин. Развитие образования в России: новые цен­ностные ориентиры (концепция исследования) //Педагогика, 1995 - № 5 - с.87.

"Аксиология" - философское учение о природе ценностей, их месте в реальности, структуре ценностного мира, их связи, обус­ловленности социальными и культурными факторами, структурной личности.

Давая это определение автор статьи говорит о недостаточном развитии этой отрасли российского обществознания.

- Разработка проблем аксиологии с учетом российского мента­литета;

- актуальность этой задачи для сферы образования в связи с осуществлением новой стратегии ее развития;

- обоснование тех ценностей на которые в близком будущем должна ориентироваться сфера образования.

Таковы основные концепции стратегии развития образования изложенные в этой статье.

23. А.А. Семенюк. Гуманистическая направленность обучения //Вечерняя средняя школа, 1994-N3.

Воспитывать в духе гуманизма - значит приводить учащихся к осознанию высокой ценности человеческой личности, прививать им уважение к правам и достоинству каждого человека, формировать у них отношение, проникнутое человечностью, вниманием к людям. С этой целью при обучении русскому языку подбирать, дополнительно к тому, что имеется в учебниках, языковый материал из газет и журналов, художественных произведений гуманистической направлен­ности и привлекать учащихся к активной работе, рекомендовать им различные самостоятельные творческие работы. Приобретая умения пользоваться различными словарями, справочниками, энциклопеди­ями, они обогащают свой словарный запас, развивая интеллект.

24. В.В.Сериков. Личностно ориентированное образование. //Педагогика, 1994-N5-с.16.

В статье автор дает критическую оценку господства идеи, в отечественной дидактике, активизации учения, в соответствии с

которой, личностный потенциал обучаемого мобилизуется на усво­ении заданного извне содержания. Что личность используется для достижения "высших целей".

Рассматривается концепция личностно ориентированного обра­зования с позиций философии, психологии, в рамках предмета ди­дактики.

Выделяются личностные функции обучаемого. Рассматривается вопрос о степени участия личности обучающегося в определении це­лей содержание своего образования. Дается сущность технологии обучения.

25. Л.М.Смирнов. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей//Психологический журнал, 1996 - т.17-

N1.

Наличие индивидуальных ценностей позволяет каждой личности в ходе развития присваивать себе уже готовые, одобряемые в дан­ной культуре базовые ценности. Усвоенные ею, они являются важ­нейшими детерминантами поведения, решений, выборов.

Учитывается давность постановки проблемы ценностей и нали­чие в науки опыта такого рода. Практически весь анализ опыта разработки методов изучения ценностей родился из проблемы полно­ты предлагаемых в методиках или получаемых в результате их при­менения списков базовых ценностей.

Систематизированы техники, получившие признание различных авторов, даны примеры методик.

26. В.С.Собкин, А.М.Грачева, А.А.Нистратов. Возрастные осо­бенности ориентации  в социально-профессиональной сфере//Вопросы психологии, 1990.-N4.-с.23.

Спецификой рубежа старшего подросткового и младшего юношес­кого возрастов является потребность в самоопределении. При этом особый смысл приобретает процесс профессионального самоопределе­ния. На профориентации старшеклассников влияют региональные, де­мографические, социальные факторы и опредляют выбор профессии.

Авторы статьи провели исследование, исходя из того, что ориентация старшеклассников на те или иные виды профессий во многом обусловлена системой социокультурных стереотипов, которые связываются с теми или иными профессиями. Целью исследования явилось выявление связей личностных стереотипов с профессиями в юношеском сознании. Результаты анализа показали различие между школьниками, учащимися ПТУ и взрослыми в дифференциации социаль­ной сферы и на формирование структуры я-концепции. За каждой профессией юноши видят тот или иной социально ценностный кон­текст. Все это необходимо учитывать при организации работы по профессиональной ориентации.

27. Дж.Хазард, С.Г.Вершловский. Ценностные ориентации со­ветских и американских учителей//Педагогика,1992.-N4.-с.102-107.

В статье представлены материалы опроса советских и амери­канских педагогов по специально подготовленной анкете "О мире, профессии, о себе". Анкета содержит 55 суждений, касающихся раз­личных сторон современной жизни, включены суждения, касающиеся профессиональных взглядов и завершают анкету 9 вопросов (о семье, возрасте, поле и т.д.). Картина ответов американских учи­телей отражает их важную особенность - способность поставить се­бя на место ребенка, войти в его проблемы, эти черты обусловлены во многом особенностями американского общества, его традициями. Советские учителя дали много изолированных ответов, следственно у них обнаруживается больший разрыв в ценностных ориентациях.

28. Иозеф Хорак, Иржи Вачек. Ценностные ориентации молоде­жи//Народное образование, 1989.-N8-9.-С.114-116.

Авторы данной статьи считают, что одной из важнейших задач школы является оказание помощи ученикам в правильном выборе цен­ностей. Они провели исследование в средних и профессиональных школах Чехии. Главная цель исследования - проанализировать цен­ностную ориентацию учеников данных школ. Они пытались устано­вить, перешагивают ли ценности молодых людей горизонт их повсед­невной действительности и являются они тем, что может наполнить смысл их жизни. В статье приведен анализ результатов исследова­ния. На основании этого установили, что здоровье, любовь, дружба и счастливая семейная жизнь являются наиболее важными жизненными ценностями сегодняшней молодежи средних и профессиональных школ.

Авторы статьи сделали вывод, что сегодняшнее молодое поко­ление и учащиеся средних профессиональных школ желают успеха в жизни и имеют для этого собственный рецепт. Они высокорациональ­ны, у них мало идеалов, меньше, чем у предыдущих поколений, и ценностей, которые они принимают.

29. Н.З.Чавгавадзе. Человек - Культура - Ценности. //Вопро­сы философии, 1981.-N6.-с.59.

В данной статье раскрывается проблема о том, что современ­ная действительность остро ставит перед человечеством вопрос о самой судьбе человека, его культуры и ценностей. Автор раскрыва­ет определение философской антропологии как учение, синтезиру­ющее теоретическое и ценностное видение человека и его мира. Че­ловека хотят понять через творимую им культуру, формирующиеся и воплощенные в ней ценности.

В ценностях автор видит цели и средства культуротворческой деятельности человека, а в культуре - преобразование человеком самого себя и своего мира сообразно определенным ценностям. Неч­то может признаваться целью деятельности только в том случае, если оно воспринимается как ценное, как способное удовлетворить ту или иную потребность или же сделать человеческую жизнь осмыс­ленной, достойной. Автор утверждает, что все ценности относи­тельны. Под культурой она понимает мир воплотившихся ценностей, преобразованную сообразно им природу человека и его среду.

30. В.С.Швырев. Рациональность как ценность культуры //Воп­росы философии, 1992.-N6.-с.91-105.

Предметом подлино рационального познания может стать только то в мире, что воздействует на исходные принципы: мироотношение, самореализации человека в мире. Рациональность, как духовная ценность, является необходимыми в культуре противоядием против всякого рода аутизма в сознании, "замыкание" на себе, на соб­ственную культуру, социальную, национальную, личностную ограни­ченность. Рассмотрение сущности рационального начала в челове­ческом сознании, его возможностей и значимости, взаимодействия с другими формами отношения Человека к миру, всегда находилась в центре внимания философии, которая сама возникает и развивается как рационализации мировоззрения.

31. З.Шнекендорф. Концепция о правах ребенка и проблема от­ношений "учитель-ученик" //Мир образования, 1996.-N1.

Эксперты утверждают, что "Закон об образовании РФ" не соот­ветствует экономическим возможностям нашего государства. В школе продолжает доминировать "силовая педагогика". Почему? многие пе­дагоги еще не могут сориентироваться в мире новых ценностей вос­питания. Исповедовать общечеловеческие ценности - это значит на­учиться уважать и ценить каждого человека. Автор рекомендует всем изучать конвенцию о правах ребенка.

32. Е.И.Шубенкова. К вопросу о формировании ценностных ори­ентаций личности//Советская педагогика, 1980.-N9.-с.27.

Ценностная ориентация - это направление предметной деятель­ности личности в определенной ситуации. Для формирования личнос­ти анализ ее ценностных ориентаций имеет исключительное значе­ние.

В статье отмечается особый характер нравственной ориента­ции. Для ценностной ориентации человека в обществе необходим анализ наследия прошлого (моральные ценности). процесс формиро­вания ценностных ориентаций личности проходят ряд ступеней, или несколько стадий. Этот процесс крайне индивидуален и детермени­рован совокупностью жизненных условий, влияющих на формирование и воспитание человека.

Е.И.Шубенкова в своей статье последовательно проследила этапы ценностных ориентаций личности в подростковом возрасте и в юношеском возрасте.

Четко выделены две крайности в решении проблемы ценностной ориентации: первая состоит в том, что некоторые ратуют за пре­дельно широкую ориентацию в воспитательной работе и пытаются исследовать воспитание личности только в рамках "человек-идеал", забывая обо всех "опосредствующих звеньях". вторая крайность состоит в том, что, увлекаясь практическими задачами, иногда за­бывают об идеале и не используют на практике его воспитательные возможности при формировании личности и ее ценностных ориента­ций.

Список подготовлен ст.преподавателем кафедры педагогики и психологии ОИУУ Полкуновой Ольгой Ивановной совместно со слуша­телями аттестационных курсов (II категория).

Ноябрь, 1996г.