Аннотированный библиографический список по теме:
"Ценностные ориентации личности" |
1. В.Г. Алексеева. Ценностные ориентиры личности и проблема их формирования //Советская педагогика, 1981 - № 8 - с.61-69. Автор статьи проводит глубокий анализ ценностных ориентаций личности. Описываются свойства ценностных ориентаций: 1) связь с миром человеческих ценностей; 2) принадлежность не только к сознанию, а к поведению личности. В статье выделены основные ценностные ориентации в области нравственности, эстетические ценности, ориентации экологического характера, ценностные ориентации в сфере труда и т.д., а также проблемы их формирования. 2. Г.Д. Бандзеладзе. О творческом характере нравственности //Вопросы философии, 1981-N6-с.119-122. В статье даны два основных определения культуры: - культура как синоним уровня развития, или степени совершенства; - культура как сфера реализации ценностей. Суть нравственности, это любовь к человеку, жизни, природе. Человек должен являться высшей ценностью для человечества. Добро, истина, красота - ядро человеческой культуры. Гуманизм - это любовь к человеку, забота о его всестороннем развитии, уважении его достоинства. Нравственность является самой доступной сферой реализации свободы человека, целеполагающей деятельности, она в отличии от искусства или науки не требует особого таланта и способностей. Добродеяние (нравственный поступок) доступно всем и поэтому нравственность является ареной каждодневного, систематического и массового творчества. 3. В.П. Бездухов. Изучение ценностных ориентаций молодых и опытных учителей //Информационный бюллетень. Гуманизация образования, 1996. Статья, представленная самарским ученым содержит развернутый сравнительный анализ ценностных ориентаций начинающих и опытных педагогов. Из ценностей, которые реализуются в профессиональной деятельности и общении (кроме "здоровья", "счастливой семейной жизни", "материальной обеспеченности") доминирующими мотивами деятельности молодых учителей, систематизирующим ее началом является "уверенность в себе", "интерес к работе", независимость в оценках и суждениях, действиях и поступках". У опытных педагогов мотивами деятельности является "интерес к работе и творчеству". Ведущими способами достижения ценностей - целей у молодых учителей являются "образованность", "воспитанность", "самоконтроль". У опытных же педагогов - "воспитанность", "образованность" и "ответственность". Автор делает вывод о необходимости дифференцированного подхода к созданию условий профессионально-личностного развития молодых и опытных педагогов. 4. М.Н. Берулава. Гуманизация образования. Проблемы и перспективы //Информационный бюллетень. Гуманизация образования, 1996. Автор статьи предупреждает о том, что гуманистический подход в обучении нельзя свести к каким-то конкретным технологиям или методам обучения. Гуманизация - это ценностная ориентация, в основе которой - перестройка личностных установок педагога необходимо учитывать, что ребенок активен и берет из наших обучающих и влспитывающих воздействий только то, что хочет в соответствии с уже имеющимися мотивами и ценностями. Человек может развивать свои способности и реализовать свой потенциал, когда удовлетворены его потребности в безопасности, уважении и самооценке. 5. Е.В. Дондаревская. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания //Педагогика, 1995-N4-с.29-33. Автор статьи считает, что в современной ситуации речь должна идти не об отрицании воспитания, а о переосмыслении его ценностных оснований. Какие же основы личностно ориентированного воспитания позволяют говорить о нем как о воспитании гуманистического типа, субъектом которого является личность? Автор утверждает, что такими ценностями являются: - человек как предмет воспитания; - культура как среда, выращивающая и питающая личность; - творчество, как способ развития человека в культуре. Именно эти ценностные основания позволяют осуществить личностно ориентированное воспитание как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры, истории. 6. Ф.Е. Василюк. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций //Психологический журнал, 1995-т.16-N3. В статье представлены результаты исследования проблемы оценки тяжести критической жизненной ситуации. В качестве такого результата выступает система категорий, описывающая особенности стресса, конфликта и кризиса в разных типах жизненных миров. Выделяются: 1) инфантильный жизненный мир (здесь-и-теперь); 2) реалистический мир (как достичь?); 3) ценностный мир. Внутрення цельность является главной жизненной необходимостью этого мира, а единственный принцип, способный согласовать равнонаправленные жизненные отношения, - это принцип ценности; 4) творческий мир - сумма проблем 'реалистического" и "ценностного" мира. 7. Т.В.Галкина. Особенности оценки и самооценки в ситуациях прогнозирования достигаемых результатов//Вопросы психологии, 1985-N6-с.14-18. Центральной в психологической науке является проблема изучения закономерностей и механизмов регуляции человеком своего поведения, деятельности, саморегулирование - это такая форма регуляции поведения, которая предполагает включенность результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. В статье раскрывается ряд методик исследования, в основе которого лежит положение о том, что определенный уровень развития самооценки, оценки (как "стержня" процесса саморегулирования) зависит от уровня развития интеллектуальных качеств свойств человека. 8. Т.П. Гурина. Представления старшеклассников о ценностях //Педагогика,1995-N4-с.44-48. Автор рассматривает категорию "направленность личности с учетом способов бытия". К числу критерию по мнению автора относятся следующие: приверженность к материальным или духовным ценностям, направленность на общественные или личностные потребности, готовность соблюдать или не соблюдать нормы морали и т.д. По этим критериям было проведено тестирование учащихся и их родителей во многих регионах России, были сделаны количественные и качественные соотношения, направленности личности и сделан вывод о том, что необходим поворот к личностно ориентированному образованию, способному учесть потребности в жизненном и профессиональном самоопределении старших школьников, утверждая подлинно гуманистические идеалы - общечеловеческие ценности. 9. Т.М.Джафарли. Активная жизненная позиция и духовное развитие личности//Вопросы философии, 1981-N6-с.70. Автор формулирует положения о духовном развитии личности, которые актуальны и в наши дни. В статье говорится о том, что одной из наиболее важных ценностей общества является личность, духовно развитая и нравственно воспитанная. Человек должен осознать себя как личность, должен научиться оценивать свои интересы и задачи, соразмеряя их с интересами и целями общества и человечества. Именно высокий моральный облик гражданина, сформировавшийся в рамках данного общественного строя является важным и обязательным критерием при оценке социального прогресса. 10. В. Дильтей. Категории жизни //Вопросы философии, 1995 – N 10 - с.129. В данной статье дается философское понятие и объяснение таких понятий как жизнь, переживание, ценности, значение, значимость, развитие, сущность, биография. Статья основывается на классическом философском наследии. 11. М.С. Каган, А.М.Эткинд. Общение как ценность и как творчество //Вопросы психологии, 1988-N4-с.25. В настоящее время общение утратило свой первоначальный смысл, каждая нацка понимает его по своему. Сегодняшний интерес к проблеме общения, который проявляют представители всего спектра гуманитарных наук, отражает возрастающее значение человеческого фактора. Общение - важное "средство производства" человеческого фактора и одновременно важнейший механизм его бытия. Авторы статьи рассматривают общение с различных сторон, но делают упор на субъективность общения. Субъективные факторы усложняют задачу воспитателя, требуют более квалифицированного и "тонкого" подхода к ребенку. Авторы считают, что пути достижения таких важных социальных целей, как оздоровление образа жизни, формирование реальной альтернативы алкоголизму и наркомании, борьба с разнообразными формами духовной деградации, лежат через развитие культуры человеческого общения. 12. М.Г. Казакина. Формирование ценностных ориентаций в коллективе старшеклассников //Советская педагогика, 1983-N3-с.69-72. Понятие "ценностные ориентации" весьма часто употребляется в философии, социологии и значительно реже в педагогике, хотя ценностные ориентации относятся к числу таких общенаучных понятий, значение которых особенно велико для педагогики. Автор статьи объясняет это тем, что данная проблема изучена недостаточно. В статье выделены этапы процесса формирования ценностных ориентаций в коллективе старшеклассников: первый этап - эффект непосредственной побуждающей силы основополагающих компонентов коллективной жизни. Основная функция учителя - организаторская; второй этап - ценности общества пропускаются через собственный адекватный опыт осознания и переживания потребностей в этих объективных ценностях, (усложнение коллективной жизнедеятельности); третий этап - реализация и дальнейшее обогащение идейно-нравственных мотивов у большинства участников коллективной жизнедеятельности. 13. А.В.Кирьякова. Теория ориентаций в мире ценностей. Монография. Оренбург-1996,-с.188. Саморазвитие общества, кардинальные изменения в социально-экономической и общественной жизни страны делают проблему ориентации личности чрезвычайно актуальной. Естественно, что потребовалось новое конструирование учебно-воспитательного процесса в школе, которое бы отвечало запросам общества и самореализации личности, учитывало бы усиление в социальном и предметном мире таких компонентов, как прогнозирования, свободного выбора, самоопределения. автор в своей книге предлагает концепцию процесса организации школьников на социально значимые ценности, суть которой состоит в том, что ценности культуры не передаются школьнику в готовом виде, а в образовательном процессе происходит восхождение самой личности к ценностям на основе всеобщего диалектического возвышения потребностей. В процессе работы над книгой были проведены обширные исследования по изучению ценностных ориентаций школьников и учителей, которые показали зависимость результатов от возраста опрошенных, также было выявлено главное противоречие между необходимостью оказания помощи школьникам в ориентации личностных ценностей и неготовностью педагогов оказать им полноценную воспитательную помощь. автор предлагает пути поиска педагогических условий, которые бы способствовали разрешению этой проблемы. 14. Я.Л. Коломинский. Ценная работа об эмоциях и личности //Вопросы психологии, 1979-N3-с.169. В этой статье автор пишет о необходимости исследования различных эмоций, проявляющихся у личности. Эмоции, появляющиеся у личности, влияют на ее развитие. Отрицательные эмоции (гнев, страх и т.д.) порождают негативные действия, и личность бывает сориентирована на потребности определенного рода. А положительные эмоции (любовь, радость, смех и т.д.) порождают действия на получение потребностей положительного рода. Чтобы у личности появилась ориентация на положительные ценности, нужно вызывать больше положительных эмоций. 15. С.И.Курячий. Влияние установок на восприятие другого человека//Вопросы психологии, 1983-N6-с.105. В данной работе анализируется роль установок личности, влияющих на процесс восприятия другого человека. В качестве одного из более характерных механизмов восприятия другого человека выделяется процесс приписывания воспринимаемому определенного набора личностных деталей его внешности и поведения. 16. Дж. Кэмпбелл. Свобода и сообщество //Вопросы философии, 1992 - N12, с.112-125. Демократия существует благодаря сложному равновесию между свободой и равенством. автор дает понятие свободы в качестве одной из соотносимых нами ценностей, которые в равной степени важны для того, чтобы процветающее общество могло обеспечить полноту жизни. 17. В. Лисовский. Молодежь в условиях кризиса //Народное образование, 1994 - N5 -с.11. Автор пишет о том, что в любую историческую эпоху молодежи приходится нелегко в неустойчивости ее социального положения, но как говорят исследования, что хотя разброс мнений в молодежной среде велик, но в то же время ценности образования, культуры, высокой квалификации, человеческих отношений не утрачивают лидирующего положения. 18. И.Ю. Максимова. Оценочная деятельность учителя и формирование самооценки школьника//Вопросы психологии, 1983 - №5-с.42. Оценочная деятельность учителя обычно осуществляется в форме отметок в журнале и в вербальной форме. В статье приводятся результаты исследования6 целью которого являлись изучение зависимости формирования сомооценки школьника от оценочной деятельности учителя. в качестве параметра изучения личностных особенностей испытуемых в данном исследовании рассматривалась их самооценка, которая определялась путем применения специальных методик (самооценка качеств личности, изучение уровня притязаний ученика в зависимости от результатов его деятельности, социометрические изменения, анализ независимых характеристик). 19. Т.Н. Мальковская. Нравственное формирование личности школьника и условия ее всестороннего развития //Советская педагогика, 1980 - N7-с.46. В своей статье автор показывает влияние научно-технической революции на ценностные ориентации личности. Такие социальные институты, как семья, школа, общественные организации оказывают определяющее воздействие на освоение детьми и подростками социальных и нравственных ценностей общества. Процессы, сопровождающие НТР, вызвали колоссальные изменения в образе жизни людей, в привычных способах поведения. Установка на непрерывный перманентный характер образования пробудила у огромного числа людей тягу к самообразованию. В связи с этим стали меняться ценностные ориентации людей, их взаимо- и самооценки. 20. Ориентация и деятельность школьников. Монография /Под ред. Т.К. Ахаян, А.В. Кирьяковой, М.: Прометей, 1991. Авторы рассматривают теорию ценностей и ее педагогическое значение в современных условиях развития общества, общественно-трудовую деятельность как основу ориентации на социально-значимые ценности. Главное внимание в работе обращено на социальное взаимодействие школы как условия формирования экономических и профессиональных ориентаций школьников. Идеи, коллективная деятельность как фактор развития ценностных ориентаций школьников и творческий подход к деятельности как стимул ценностного ориентирования тоже являются основными моментами данной монографии. 21. Л. Попов. Воспитание: человек и время. Есть ли выход. // Народное образование, 1993 - N9-10 -с.60. Разрушены старые идеалы. Автор статьи размышляет о том, как остановить спад духовных ценностей, как стимулировать нравственное возрождение Родины. Во все времена отправной точкой в этих вопросах был человек. Автор рассматривает эту проблему в двух аспектах: 1. Человек и вселенная. 2. Человек и религия. 22. З.И. Равкин. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) //Педагогика, 1995 - № 5 - с.87. "Аксиология" - философское учение о природе ценностей, их месте в реальности, структуре ценностного мира, их связи, обусловленности социальными и культурными факторами, структурной личности. Давая это определение автор статьи говорит о недостаточном развитии этой отрасли российского обществознания. - Разработка проблем аксиологии с учетом российского менталитета; - актуальность этой задачи для сферы образования в связи с осуществлением новой стратегии ее развития; - обоснование тех ценностей на которые в близком будущем должна ориентироваться сфера образования. Таковы основные концепции стратегии развития образования изложенные в этой статье. 23. А.А. Семенюк. Гуманистическая направленность обучения //Вечерняя средняя школа, 1994-N3. Воспитывать в духе гуманизма - значит приводить учащихся к осознанию высокой ценности человеческой личности, прививать им уважение к правам и достоинству каждого человека, формировать у них отношение, проникнутое человечностью, вниманием к людям. С этой целью при обучении русскому языку подбирать, дополнительно к тому, что имеется в учебниках, языковый материал из газет и журналов, художественных произведений гуманистической направленности и привлекать учащихся к активной работе, рекомендовать им различные самостоятельные творческие работы. Приобретая умения пользоваться различными словарями, справочниками, энциклопедиями, они обогащают свой словарный запас, развивая интеллект. 24. В.В.Сериков. Личностно ориентированное образование. //Педагогика, 1994-N5-с.16. В статье автор дает критическую оценку господства идеи, в отечественной дидактике, активизации учения, в соответствии с которой, личностный потенциал обучаемого мобилизуется на усвоении заданного извне содержания. Что личность используется для достижения "высших целей". Рассматривается концепция личностно ориентированного образования с позиций философии, психологии, в рамках предмета дидактики. Выделяются личностные функции обучаемого. Рассматривается вопрос о степени участия личности обучающегося в определении целей содержание своего образования. Дается сущность технологии обучения. 25. Л.М.Смирнов. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей//Психологический журнал, 1996 - т.17- N1. Наличие индивидуальных ценностей позволяет каждой личности в ходе развития присваивать себе уже готовые, одобряемые в данной культуре базовые ценности. Усвоенные ею, они являются важнейшими детерминантами поведения, решений, выборов. Учитывается давность постановки проблемы ценностей и наличие в науки опыта такого рода. Практически весь анализ опыта разработки методов изучения ценностей родился из проблемы полноты предлагаемых в методиках или получаемых в результате их применения списков базовых ценностей. Систематизированы техники, получившие признание различных авторов, даны примеры методик. 26. В.С.Собкин, А.М.Грачева, А.А.Нистратов. Возрастные особенности ориентации в социально-профессиональной сфере//Вопросы психологии, 1990.-N4.-с.23. Спецификой рубежа старшего подросткового и младшего юношеского возрастов является потребность в самоопределении. При этом особый смысл приобретает процесс профессионального самоопределения. На профориентации старшеклассников влияют региональные, демографические, социальные факторы и опредляют выбор профессии. Авторы статьи провели исследование, исходя из того, что ориентация старшеклассников на те или иные виды профессий во многом обусловлена системой социокультурных стереотипов, которые связываются с теми или иными профессиями. Целью исследования явилось выявление связей личностных стереотипов с профессиями в юношеском сознании. Результаты анализа показали различие между школьниками, учащимися ПТУ и взрослыми в дифференциации социальной сферы и на формирование структуры я-концепции. За каждой профессией юноши видят тот или иной социально ценностный контекст. Все это необходимо учитывать при организации работы по профессиональной ориентации. 27. Дж.Хазард, С.Г.Вершловский. Ценностные ориентации советских и американских учителей//Педагогика,1992.-N4.-с.102-107. В статье представлены материалы опроса советских и американских педагогов по специально подготовленной анкете "О мире, профессии, о себе". Анкета содержит 55 суждений, касающихся различных сторон современной жизни, включены суждения, касающиеся профессиональных взглядов и завершают анкету 9 вопросов (о семье, возрасте, поле и т.д.). Картина ответов американских учителей отражает их важную особенность - способность поставить себя на место ребенка, войти в его проблемы, эти черты обусловлены во многом особенностями американского общества, его традициями. Советские учителя дали много изолированных ответов, следственно у них обнаруживается больший разрыв в ценностных ориентациях. 28. Иозеф Хорак, Иржи Вачек. Ценностные ориентации молодежи//Народное образование, 1989.-N8-9.-С.114-116. Авторы данной статьи считают, что одной из важнейших задач школы является оказание помощи ученикам в правильном выборе ценностей. Они провели исследование в средних и профессиональных школах Чехии. Главная цель исследования - проанализировать ценностную ориентацию учеников данных школ. Они пытались установить, перешагивают ли ценности молодых людей горизонт их повседневной действительности и являются они тем, что может наполнить смысл их жизни. В статье приведен анализ результатов исследования. На основании этого установили, что здоровье, любовь, дружба и счастливая семейная жизнь являются наиболее важными жизненными ценностями сегодняшней молодежи средних и профессиональных школ. Авторы статьи сделали вывод, что сегодняшнее молодое поколение и учащиеся средних профессиональных школ желают успеха в жизни и имеют для этого собственный рецепт. Они высокорациональны, у них мало идеалов, меньше, чем у предыдущих поколений, и ценностей, которые они принимают. 29. Н.З.Чавгавадзе. Человек - Культура - Ценности. //Вопросы философии, 1981.-N6.-с.59. В данной статье раскрывается проблема о том, что современная действительность остро ставит перед человечеством вопрос о самой судьбе человека, его культуры и ценностей. Автор раскрывает определение философской антропологии как учение, синтезирующее теоретическое и ценностное видение человека и его мира. Человека хотят понять через творимую им культуру, формирующиеся и воплощенные в ней ценности. В ценностях автор видит цели и средства культуротворческой деятельности человека, а в культуре - преобразование человеком самого себя и своего мира сообразно определенным ценностям. Нечто может признаваться целью деятельности только в том случае, если оно воспринимается как ценное, как способное удовлетворить ту или иную потребность или же сделать человеческую жизнь осмысленной, достойной. Автор утверждает, что все ценности относительны. Под культурой она понимает мир воплотившихся ценностей, преобразованную сообразно им природу человека и его среду. 30. В.С.Швырев. Рациональность как ценность культуры //Вопросы философии, 1992.-N6.-с.91-105. Предметом подлино рационального познания может стать только то в мире, что воздействует на исходные принципы: мироотношение, самореализации человека в мире. Рациональность, как духовная ценность, является необходимыми в культуре противоядием против всякого рода аутизма в сознании, "замыкание" на себе, на собственную культуру, социальную, национальную, личностную ограниченность. Рассмотрение сущности рационального начала в человеческом сознании, его возможностей и значимости, взаимодействия с другими формами отношения Человека к миру, всегда находилась в центре внимания философии, которая сама возникает и развивается как рационализации мировоззрения. 31. З.Шнекендорф. Концепция о правах ребенка и проблема отношений "учитель-ученик" //Мир образования, 1996.-N1. Эксперты утверждают, что "Закон об образовании РФ" не соответствует экономическим возможностям нашего государства. В школе продолжает доминировать "силовая педагогика". Почему? многие педагоги еще не могут сориентироваться в мире новых ценностей воспитания. Исповедовать общечеловеческие ценности - это значит научиться уважать и ценить каждого человека. Автор рекомендует всем изучать конвенцию о правах ребенка. 32. Е.И.Шубенкова. К вопросу о формировании ценностных ориентаций личности//Советская педагогика, 1980.-N9.-с.27. Ценностная ориентация - это направление предметной деятельности личности в определенной ситуации. Для формирования личности анализ ее ценностных ориентаций имеет исключительное значение. В статье отмечается особый характер нравственной ориентации. Для ценностной ориентации человека в обществе необходим анализ наследия прошлого (моральные ценности). процесс формирования ценностных ориентаций личности проходят ряд ступеней, или несколько стадий. Этот процесс крайне индивидуален и детерменирован совокупностью жизненных условий, влияющих на формирование и воспитание человека. Е.И.Шубенкова в своей статье последовательно проследила этапы ценностных ориентаций личности в подростковом возрасте и в юношеском возрасте. Четко выделены две крайности в решении проблемы ценностной ориентации: первая состоит в том, что некоторые ратуют за предельно широкую ориентацию в воспитательной работе и пытаются исследовать воспитание личности только в рамках "человек-идеал", забывая обо всех "опосредствующих звеньях". вторая крайность состоит в том, что, увлекаясь практическими задачами, иногда забывают об идеале и не используют на практике его воспитательные возможности при формировании личности и ее ценностных ориентаций. Список подготовлен ст.преподавателем кафедры педагогики и психологии ОИУУ Полкуновой Ольгой Ивановной совместно со слушателями аттестационных курсов (II категория). Ноябрь, 1996г. |