Теоретические основы образования взрослых

 

 

Ход занятия:

1.Тестирование обучающихся:

а) дайте определение понятию «андрагогика»;

б) какие принципы андрагогики Вам известны? Выделите те, которые Вы реализуете в своей учебно-методической деятельности ;

в)перечислите, какими качествами личности, по- Вашему, должен обладать андрагог.

2. Информационный блок

а) актуальность образования взрослых;

б) научная отрасль «андрагогика»;

в) история развития отрасли (этапы);

г) парадигмы, условия, пути, тенденции;

д) особенности образования взрослых; принципы и содержание образования взрослых как субъектов образовательного процесса;

е) черты личности андрагога;

ж) состояние последипломного образования.

 

Реализация андрагогических принципов в последипломном образовании.

Актуальность :

(социальные факторы)

1. Общее и всестороннее усложнение общественной жизни.

(социальная неопределенность).

2. Расширение диапазона видов деятельности современного человека.

3. Быстрое устаревание некогда приобретенной компетентности.

(сократившиеся сроки ее функциональной пригодности).

Необходимость учиться всю жизнь(никто не может научить раз и навсегда).

4. Обострение школьного кризиса                         

в 60-е годы.            

 

неспособность средней школы
справиться с требованиями,
предъявляемыми НТР

 

возрастание требований к

молодому человеку жить в          

меняющемся обществе

 

массовый

отсев из школ (увеличение

контингента в вечерних шк.

и учреждениях начального            

профессионального обр.).

 

   /Взгляд на образование взрослых как на систему, призванную компенсировать недостатки средней и высшей школы/.

5. Повышение доли людей III возраста (больше досуг и круг личностных проблем).

   Эти проблемы не может  решить традиционная педагогика, и отпочковывается специальная область человекознания, посвященная образованию взрослых.

   Новые организационные формы профессионального и общекультурного  очного и заочного образования нуждаются в осмыслении и разработке  научно-методического инструментария.

   Эту задачу призвана выполнить научная отрасль андрагогика.

«андрос» - греч. мужчина, муж, взрослый человек.

«агоге» - греч. «веду».

   На протяжении многих веков  в образовании автономный статус взрослого не был предусмотрен.

   Впервые термин андрагогика - в 1833г.был введен немецким историком Просвещения Александром Каппом.

   И.Гербарт (1776-1841) -  протестует против «узаконения вечного несовершеннолетия».

   В годы становления советской власти повсюду открыты школы для взрослых, но до осмысления специфических особенностей этих школ не доходит. (Только в середине 20в. андрагогика переживает «второе рождение» и приобретает черты самостоятельной науки).

Принципы андрагогики:

- «главенство самостоятельного обучения, когда именно самостоятельная деятельность обучающихся становится основным видом учебной работы взрослых ;

- организация совместной работы, связанной с планированием, реализацией и оцениванием процесса обучения;

- опора на опыт обучающегося, который используется в качестве одного из источников обучения ;

- индивидуализация обучения : каждый обучающийся совместно с преподавателем, а в некоторых случаях и со своими товарищами создает индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающую опыт, уровень подготовки, психофизиологические, когнитивные особенности каждого;

- системность обучения, предполагающая соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов ;

- контекстность обучения (термин А.А.Вербицкого); в соответствии с этим принципом обучение, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой стороны, строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (условий) ;

- актуализация результатов обучения, предполагающая безотлагательное применение на практике приобретенных знаний, умений, навыков, качеств ;

- элективность обучения, означающая предоставление определенной свободы при выборе целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения и оценивания результатов ;

- развитие образовательных потребностей ; согласно этому принципу, оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления реальной степени освоения учебного материала и определения того минимума, без освоения которого невозможно достижение поставленной цели, а процесс обучения строится в целях формирования новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется после достижения определенной цели».

(Змеев С.И. Андрагогика : становление и пути развития. // Педагогика. 1995. №2. С.66-67)

 Исследования в области психологии взрослых позволили радикально пересмотреть концепцию, по которой развитие психологической организации личности направлено на достижение определенного состояния - взрослости или зрелости, за пределами которого развитие прекращается.

   Безграничность личностного развития человека подтвердили - Э.Торндайк (Стронг и Лорге - америк., Ш.Бюлер, Дуглас Киммель - американский психолог) - изучение особенности развития человека на протяжении всей жизни.

   Взрослость - социальное явление.

   Орвил Брил - социализация в течении жизни (цель социализации взрослых - повысить компетенцию, социализации детей - формировать мотивацию).

   Э.Эриксон - социализация - ряд ожидаемых кризисов.

   Р.Гоулд - социализация - свобода от авторитетов.

   О.Бримм - «возрастные стадии» у взрослых не неизбежны как у детей. Сформировавшиеся свойства личности могут изменяться - процесс ресоциализации.

   В становлении образовательной деятельности взрослых как предмета  исследований:

I этап - поисковый , кон.40-х сер.60-х гг.

   Формирование «организма» андрагогики на основе анализа новых явлений связанных с образованием взрослых. (разработка первых научных гипотез в области «педагогики взрослых»).

Канада Д.Кидд

амер. М.Ноулс

югосл. Б.Самоловчев

пол. Е.Радлинская

(самообразование продлевает общественно-культурную активность взрослых и тормозит стар).

пол. Суходальский, Шевчук, Щеменский, Врочинский

Российские ученые 19-20 вв. Вахтеров, Медынский, Небольсин и др.

Сов.  -  Даринский, школа Ананьева.

ЮНЕСКО (1949) в Дании, Канаде (60) - конд.

 

II этап - рефлексивный (кон. 60 - кон. 70-х гг.)

углубление анализа проблемы «взрослый и образование» ЮНЕСКО (1973-1977) 

I проект «Организация, содержание и методы образования взрослых»

(1977-1980)

II проект «Развитие образования взрослых»

1972 - Токийская конференция взрослых (подготовка андрагогов).

 Пол. Т.Вуск - андрагогика - самостоятельная научная дисциплина.

Круг теоретических проблем очерчиваемых андрагогикой:

1. Образование взрослых как явление культуры (ам. Кушихем, фр. Моль, швейц.Фюртер, швед Тюсек, сов. Кулюткин, Сухобская).

2. Феноменология непрерывного образования.

Венг. Дюрко, инд. Шуклы, бразил. Корреа, фр. Лангран, англ. Джексон, СССР Даринский.

3. Позиция взрослых и институты образования Ф. Пеггелер, Кулюткин, Сухобская.

4. Некоторые особенности процесса образования Е.Тонконогая, Л.Н.Лесохина.

 

Для данного этапа характерна дальнейшая концептуализация андрагогики, связанная с осмыслением наукой своего предмета исследования, задач и методов.

III этап 80-90 г. структурный этап. Возрастает роль практико - ориентированных исследований, нацеленных на перестройку формирования методов и процесса образования; дальнейшая концептуализация явлений образования взрослых; разработка прогнозов, детерминированных изменениями в  социально-экономических и социокультурных условиях.

Венгр М.Дюрко считает «школьное», военное, социально-политическое, профессиональное, культурно-просветительское Л.Лесохина, Т.Шадрина (ЦОВ), У.Хилтон (ам.).5-я Международная конференция взрослых 1997 г.(компьютерные технологии)

Особенности новой парадигмы образования взрослых, которая находится в стадии становления:

1. Взрослый сам творит свою образовательную ситуацию, т.е. черпает знания из тех областей, которые необходимы ему для самореализации. Лишь в этом случае происходит обогащение интеллектуального потенциала и эмоционально-волевой сферы, которые приводят к качественным изменениям, позволяющим человеку по-новому взглянуть на себя и окружающий мир.

2. Подобное развитие не происходит само собой. Если образование служит лишь средством, способом пассивного приспособления к условиям жизни, оно исчерпывает свои возможности по мере удовлетворения человеком своих конкретных потребностей. Отсюда несколько условий , повышающих гуманистический потенциал образования :

а) возрастающая роль мотивации учения

    /в той мере, в какой взрослый человек видит в знаниях важное средство решения широкого комплекса проблем - от значимых на конкретном отрезке жизненного пути до «вечных» вопросов бытия, в такой степени образование становится условием жизнедеятельности/;

б) образование как сфера социальной жизни /в этом контексте оно не может быть сведено к специально организованной деятельности по освоению ценностей культуры. В создании взрослыми конкретных образовательных ситуаций в зависимости от интересов и целей, которые они преследуют, содержательными становятся разные составляющие, если они развивают личность или создают условия для ее саморазвития. Это не значит, что образование теряет свою привычную специфику. Новый смысл заключается в том, что образование выходит из тисков отдаленности от реальной жизни. Любое место встреч, рабочее место, библиотека, общественное здание могут стать местом для образования. Расширение мест влечет за собой изменение статуса, при котором места для образования становятся центрами ресурсов, куда взрослый может обратиться за помощью и материалами (+ создание банка данных). Возрастает возможность индивидуализации, которую следует рассматривать в качестве одного из важнейших аспектов новой концепции образования взрослых/;

в) статус андрагога/ работники сферы образования должны отказываться от своей монополии на образование. Должна обнажаться тенденция к партнерству с широким спектром социальных организаций и со средствами массовой информации, что создает образовательные ресурсы/;

г) гуманитаризация образования/как бы ни были важны естественнонаучные и технические знания, они соответствуют прежде всего профессиональным запросам и поэтому сфера их применения  достаточно узка. В отличии от них гуманитарная культура соответствует целям и задачам целостной личности. Средством общения и развития человека, т.к. в концентрированной форме приобщает людей к знаниям о человеке и человечестве. Гуманитаризация образования - условие формирование глобальной мышления,  т.е. способности человека решать проблемы, возникающие в результате объективного развития общества, создающие угрозы всему человечеству и требующие для своего решения объединенных усилий всего мирового сообщества/;

д) структура образования взрослых /привычное деление образования на формальное, неформальное и информальное теряет свой смысл и носит достаточно условный характер. В современных условиях не важно, каким путем приобретены знания и умения, важно, чтобы они обеспечивали достаточно высокий уровень компетентности , признанный документально.

   Несоответствие между значимостью образования как фактора развития личности и общества и реальным положением дел, обусловленным социальными переменами, непредсказуемости будущего.

  Особенность развития андрагогики заключается в разработке прогнозов  в области развития образования взрослых как социального института. Немецкий ученый К.Кюнцель выделяет проблемы, бросающие вызов системе образования в целом и образованию взрослых в частности :

n   тенденция к оформлению двух культур, двух «образований»: «закрытого», обслуживающего элиту и «открытого» - для массового потребления, сбалансированного законами рынка ;

n   угасание прежней роли образования взрослых в общественной политике и приватизация этой сферы ;

n   несоответствие между требованиями, обусловленными информационной индустрией и «традиционным » образованием взрослых.(По одному из двух «сценариев») :

1. Прагматизация и преимущественно  проф. ориентация образования, сводящие все к операционным значениям. В этом случае разрушается взаимопонимание между людьми. Вынуждены идти «вслед» происходящим изменениям, пассивно приспосабливаясь к ним.

2. Человекоцентристский подход к образованию , ориентирующий при отборе содержания и методов образования на интересы человека как личности и как активного субъекта различных видов деятельности.

   развитие системы образования по II сценарию предполагает (кроме целого ряда социальных и экономических решений) проведение комплекса исследований : рынок и проблемы базовой компетентности взрослых ; образование как ценность в обществе социальной неопределенности ;интеллектуальные аспекты образования взрослых (финансирование, программа, маркетинг и т.д.); обучение и проблема интеракции ; сравнительный анализ образовательных  систем (кросс - культ. исследования).

   В ситуации «социальной неопределенности» прогноз института образования взрослых РАО. Особенности современной социально-образовательной ситуации :

n   прагматизация образовательных запросов взрослых и в связи с этим снижение уровня общекультурного компонента в содержании образования ;

n   дезориентация человека в мире ценностей и идеалов и в связи с этим снижение значимости гражданской и общественной культуры;

n   пассивность образовательных потребностей людей, подавление, в том числе и средствами массовой коммуникации, духовных и творчески образованных инициатив.

n   снижение роли формального Н.О. и усиление роли информального, носящего неструктурированный характер и способствующего в этой связи образованию на уровне обыденного сознания и социальных стереотипов;

n   потеря единого образовательного пространства, создающая искусственные барьеры на пути развития человека и тем самым несущую реальную угрозу культуре.

   Социокультурный потенциал образования в современной России, подчиняясь социально и экономически обусловленным процессам отчуждения человека от различных сфер деятельности, все в меньшей степени реализует свою основную функцию - развитие личности.

   Сценарии развития образования в зависимости от общественного преобразования:

n   стихийный (рыночный вариант)

n   централизованная (государственная) либо общественно-государственная регуляция.

   Эффективно функционирующая система образования взрослых, удовлетворяя образовательные заказы людей, способствует развитию потребности в непрерывном образовании, включению взрослых людей в общее образовательное пространство, активизации их инициатив.

В 1994 г. в классификатор 03.14.00 направлений и специальностей высшего профессионального образования включена специальность Андрагогика.

В 1995 г. утвержден разработанный стандарт при участии ведущих ученых страны Государственный стандарт специальности (Змеев, Вербицкий, Левина, Володарская ).

   От педагогики «отпочковалась» самостоятельная область научных знаний, которая не только описывает факторы, связанные с образованием взрослых, но и объясняет их, ищет ответ на вопросы, как должны быть организованы образовательные процессы, чтобы обеспечить гармоничное развитие личности, находящей смысл жизни в общении с другими, идущей в ногу со временем. Одновременно она помогает понять , что нужно и можно сделать институтам образования взрослых, чтобы удовлетворить потребности взрослых людей.

   Андрагогика - наука , познающая и обобщающая практику образования взрослых, предоставляющая знания, позволяющие формулировать и реализовывать основные цели образования взрослых.

  Создает теоретические и методические основы деятельности, помогающей взрослым приобрести общие и методические основы деятельности, помогающие взрослым приобрести общие и профессиональные знания, освоить достижение культуры и сформировать (или пересмотреть) жизненные принципы. Андрагогика рассматривает образование в контексте жизненного пути человека.

  Ее предмет - социальное образование , т.е. многоаспектное Н.О. взрослых, осуществляемого в институтах формального, неформального и информального образования в соответствии с социокультурными условиями. Она раскрывает принципы, средства и методы, с помощью которых повышается социализирующая (и соц.- реабилитирующая) функция образовательного процесса.

n   Педевтология - наука об обучении и ПК учителей.

    Специфические особенности взрослого человека как субъекта образовательного процесса :

n   осознание себя в качестве самостоятельной, сомоуправляемой личности;

n   жизненный и профессиональный опыт, который становится источником образования его самого и его коллег;

n   наличие образовательных запросов и потребностей, стремление с помощью учебы решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей;

n   стремление  к безотлагательной реализации полученных знаний и умений;

n   преобладание самообразования, самовоспитания, саморазвития.

   В период «социальной неопределенности» надо делать определенным образование.

   Основные принципы образования взрослых :

n   главенство самостоятельности образования;

n   опору на опыт образовывающегося;

n   индивидуализация обучения;

n   безотлагательное применение на практике полученных знаний и др.

   Принцип - основные , исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия.

  Особенности образования взрослых :

1. Широта и вариативность образовательных запросов взрослых людей .

2. Смещение акцентов с передачи знаний на обеспечение условий, необходимых для овладения способами самостоятельного вз-я с различными аспектами реальности : поиск необходимых знаний, создание программ (проектов) самообразования, профессионального развития и т.д (андрагог выступает не сколько посредником , сколько консультантом).

3. В процессе образования происходит постепенное «снятие» преп. как одной из составляющих процесса образования и переход субъекта андр. процесса в «режим саморазвития».

4. В образовании взрослых определяющую роль играет фактор времени. Ребенок не задумывается о стремительно несущемся и уходящем времени, у него как известно, все впереди (нет «упущенного времени и нет «упущенных возможностей»). Для взрослых фактор времени - предмет реальных раздумий, тревоги, фр-ии (учитывать «сжатые временные рамки» процесс формирования и развития познавательной деятельности).

5. Практикоориентирированный характер учебного процесса (чем практичнее, тем выше эффект).

6. Ориентация учебного процесса на удовлетворение потребности взрослых учащихся  в профессиональном и неформальном обществе.

   Шесть фаз представления содержания образования :

n   актуализация изученной проблемы (полезность)

n   конкретизация

n   проблематизация

n   активизация (включение)

n   практизация

n   рекомендация

  Принципы корпорации IBM (1914 г.):

1. Личность заслуживает уважения

2. Покупателю - самое лучшее обслуживание

3. Непрерывно стремится к совершенствованию и наивысшим показателям.

   Преподаватель - андрагог

Проф. деятельность :

n   обучать

n   консультировать

n   оказывать социальную помощь

n   выполнять организационно-управленческие функции в среде взр. личности.

   Качества личности андрагога  :

n   терпимость

n   эмпатия

n   коммуникативность

n   тактичность

n   самокритичность

n   организаторские способности

 

1. Имеет целостное представление о взрослом человеке как о самоценном, саморазвивающемся и самоуправляемом субъекте ноосферы.

2. осознает и признает главенствующую роль обуч-ся в процессе его образования и свою роль наставника, организатора процесса образования, способствует достижению обучающимися своих образовательных и развив-х целей.

   ЗУН андрагога

n   зн. о воз., личности, психо-физиол., социальн., проф. особенностях взрослого обучающегося;

n   системой знаний о псих. и теор. обучении взрослых;

n   представлении об историческом развитии андрагогических концепций и идей;

n   система знаний  о философии м соц. образовании взрослых;

n   знания организационных основ образования взрослых;

n   современными технологиями и техническими приемами образования; технология. образования взрослых; техника самостоятельного учения;

n   умениями проведения психолого-андр. диагностики;

n   представление об организации и технологии дистанционного образования;

n   знани

 

ем основ геронтологии и герантогогики