Представила: О.И.Полкунова

Дата: декабрь 2001г.

 

Контрольные задания для учащихся педагогических колледжей
/дисциплина «Педагогика»/

 

1. Первой в истории человечества формой воспитания и обучения является «инициация». Что представляла данная форма (выберите один правильный ответ):

а)стимулирование инициативы подростков и юношей в ходе процесса воспитания;

б)воспитание детей, подростков и юношества на основе иноплеменного опыта;

в)совершение ритуальных обрядов посвящения юношей и девушек в класс взрослых;

г) определение в семье имени и отчества (инициалов) ребенка.

 

2. Расположите перечисленные исторические события дошкольной педагогики в хронологическом порядке:

n   появление первого детского сада (под рук. Ф.Фребеля);

n   открытие в Европе и России учреждений для детей - сирот;

n   учреждение благотворительных заведений в помощь семьям неимущих слоев общества;

n   возникновение первых дошкольных учреждений;

n   возникновение частных платных детских учреждений.

 

3. Перечислите пять основных компонентов педагогической деятельности как системы. Расположите их (компоненты) в правильном порядке:

1й компонент - _____________--- 2й компонент - _____________---

 

3й компонент - _____________--- 4й компонент - _____________---

 

5й компонент - _____________

 

4. В ряду основных категорий, которыми оперирует педагогика, определите те из них, которые являются общенаучными:

а)воспитание;

б)обучение;

в)развитие;

г)образование;

д)формирование.

 

5. Укажите, какие из перечисленных видов учреждений включены в Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (1995г.):

а) ясли - сад;

б)детский сад- комплекс;

в) детский сад;

г) детский сад комбинированного вида;

д) центр развития ребенка;

е) центр реабилитации ребенка;

ж)Монтессори- центр.

 

6. Перечислите основные функции взрослого в плане социального становления личности ребенка:

n   _______________________

n   _______________________

n   _______________________

n   _______________________

 

7. Определите авторов указанных подходов к возрастной периодизации:

1й подход связан с периодами смены зубов (дентициями)___;

2й подход опирается на сексуальное развитие человека____;

3й подход основан на темпе психического развития личности ____;

4й подход связан с идеей внутренних изменений самого развития личности, переломами и поворотами в его течении ____.

 а)Л.С.Выготский; б) П.П.Блонский;в) К. Штратц;г) А.Гезелл.

 

8. Исключите из указанных характеристик те, которые не соответствуют дошкольному возрасту:

а) приобретение способностей к умозаключениям, обобщениям;

б) стремление к независимости (крайний максимализм) и большая степень подверженности чужому влиянию;

в) стремление к самоутверждению (как к превосходству);

г) профессиональное самоопределение;

д) замедление физического развития и ритмичное функционирование всех жизненно важных систем организма;

е) формирование готовности к систематическому обучению в школе;

 

9. Идеальная цель воспитания заключается в следующем (выберите правильный ответ):

а) обучение и развитие личности воспитанника;

б) формирование жизнеспособной личности;

в) социализация человека;

г) воспитание всесторонне развитой личности.

 

10. В дошкольной педагогике принято выделять пять направлений в содержании воспитания. Перечислите их:

-____________________;

-____________________;

-____________________;

-____________________;

-____________________.

 

11. Кто впервые обосновал идеи последовательного обучения детей дошкольного возраста (укажите правильный ответ):

а) Демокрит;

б) Фома Аквинский;

в) Ф.Фребель;

г) Я.А.Коменский;

д ) М.Монтессори;

е) К.Д.Ушинский;.

ж) не верен ни один ответ

 

12. Перечислите принципы, которые лежат в основе современной теории дошкольного обучения:

13. В соответствии с классификацией методов обучения, которая принята в дошкольной педагогике (в ее основу положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения), главными методами обучения дошкольников являются  практические, наглядные, словесные и  игровые методы. Распределите перечисленные ниже методы по указанным  четырем группам:

а) наблюдение; б)упражнение; в)опыты и экспериментирование; г) беседа;

д) чтение художественной литературы; е)воображаемая ситуация в развернутом виде; ж)демонстрация; з)рассказ педагога; и) чтение художественной литературы.

 

Методы дошкольного обучения

 

практические

наглядные

словесные

игровые

 

 

 

 

 

 

 

14. Изложите структуру учебного занятия в учреждении дошкольного образования:

1)___________________________ ;

2)___________________________ ;

3)___________________________ ;

4)___________________________ ;

5)___________________________ .

 

15. По утверждению Л.С.Выготского игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Из перечисленных ниже характеристик игры исключите не присущие ей характеристики:

а) имеет социальную основу;

б) служит для выражения потребностей ребенка - дошкольника;

в) в ней зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности;

г) она является средством воспитания;

д) ее считают формой организации жизни и деятельности детей;

е) верны ответы а) и в);

ж) верны ответы б) и г);

з) нет верного ответа.

 

16. В перечне указанных задач определите какие из них являются приоритетными в семейном воспитании, а какие - в воспитании, осуществляемом дошкольным образовательным учреждением:

а) эмоциональное воспитание;

б) обучение;

в) половое воспитание;

г) приобщение ребенка к спорту;

д) развитие творческих способностей.

 

Задачи с доминирующей ролью семьи

Задачи с доминирующей ролью дошкольного ОУ

 

 

 

 

 

17. В состав общей подготовки (и готовности) детей к школе входят следующие виды готовности (выберите):

а) финансово - экономическая готовность;

б) социально - психологическая готовность;

в) медико - физиологическая готовность;

г) культурно - экологическая готовность;

д) нравственно- волевая готовность;

е) физическая готовность;

ж) все ответы верны.

 

 

Ключ к контрольным заданиям:

 

1.  (1 балл (б.) за правильный ответ) Первой в истории человечества формой воспитания и обучения является «инициация». Что представляла данная форма (выберите один правильный ответ):

в)

Максимум- 1б.

Оптимум -1б.

2. (5 б. за правильный ответ) Расположите перечисленные исторические события дошкольной педагогики в хронологическом порядке:

1)появление первого детского сада (под рук. Ф.Фребеля) (5);

2)открытие в Европе и России учреждений для детей - сирот (2);

3)учреждение благотворительных заведений в помощь семьям неимущих слоев общества (3);

4)возникновение первых дошкольных учреждений (1);

5)возникновение частных платных детских учреждений (4).

Максимум- 5б.

Оптимум -3б.

 

3. (5 б. за правильный ответ) Перечислите пять основных компонентов педагогической деятельности как системы. (1 балл за правильный ответ) Расположите их (компоненты) в правильном порядке:

1й компонент - мотив --- 2й компонент - цель---3й компонент - предмет --- 4й компонент - способы осуществления ---5й компонент - результат.

Максимум- 6б.

Оптимум -3б.

 

4. (2 б. за правильный ответ)В ряду основных категорий, которыми оперирует педагогика, определите те из них, которые являются общенаучными:

а)воспитание;

б)обучение;

в)развитие;

г)образование;

д)формирование.

Максимум- 2б.

Оптимум -1б.

 

5. (3 б. за правильный ответ) Укажите, какие из перечисленных видов учреждений включены в Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (1995г.):

а) ясли - сад;

б)детский сад- комплекс;

в) детский сад;

г) детский сад комбинированного вида;

д) центр развития ребенка;

е) центр реабилитации ребенка;

ж)Монтессори- центр.

Максимум- 3б.

Оптимум -2б.

 

6. (2 балла за правильный ответ) Перечислите основные функции взрослого в плане социального становления личности ребенка:

n   взрослый - носитель ценностей;

n   взрослый - организатор процесса передачи социального опыта.

Максимум- 2б.

Оптимум -1б.

 

7. (4б. за правильный ответ)Определите авторов указанных подходов к возрастной периодизации:

1й подход связан с периодами смены зубов (дентициями) (б)П.П.Блонский;;

2й подход опирается на сексуальное развитие человека (в)К. Штратц;

3й подход основан на темпе психического развития личности (г)А.Гезелл;

4й подход связан с идеей внутренних изменений самого развития личности, переломами и поворотами в его течении (а)Л.С.Выготский .

Максимум- 4б.

Оптимум -2б.

 

8. (3 б. за правильный ответ)Исключите из указанных характеристик те, которые не соответствуют дошкольному возрасту:

а) приобретение способностей к умозаключениям, обобщениям;

б) стремление к независимости (крайний максимализм) и большая степень подверженности чужому влиянию;

в) стремление к самоутверждению (как к превосходству);

г) профессиональное самоопределение;

д) замедление физического развития и ритмичное функционирование всех жизненно важных систем организма;

е) формирование готовности к систематическому обучению в школе.

Максимум- 3б.

Оптимум -2б.

9. (1б.за правильный ответ) Идеальная цель воспитания заключается в следующем (выберите правильный ответ):

а) обучение и развитие личности воспитанника;

б) формирование жизнеспособной личности;

в) социализация человека;

г) воспитание всесторонне развитой личности.

Максимум- 1б.

Оптимум -1б.

 

10. (5б. за правильный ответ)В дошкольной педагогике принято выделять пять направлений в содержании воспитания. Перечислите их: (физическое, нравственное, умственное, эстетическое, трудовое).

Максимум- 5б.

Оптимум -3б.

 

11. (1 б. за правильный ответ) Кто из перечисленных педагогов впервые обосновал идеи последовательного обучения детей дошкольного возраста (укажите правильный ответ):

а) Демокрит;

б) Фома Аквинский;

в) Ф.Фребель;

г) Я.А.Коменский;

д ) М.Монтессори;

е) К.Д.Ушинский;.

ж) не верен ни один ответ.

Максимум- 1б.

Оптимум -1б.

 

12. (6 б. за правильный ответ) Перечислите принципы, которые лежат в основе современной теории дошкольного обучения:

(воспитывающего обучения, развивающего обучения, научности, наглядности, систематичности и последовательности, доступности).

Максимум- 6б.

Оптимум -3б.

 

13. (9 баллов за правильный ответ)В соответствии с классификацией методов обучения, которая принята в дошкольной педагогике (в ее основу положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения), главными методами обучения дошкольников являются  практические, наглядные, словесные и  игровые методы. Распределите перечисленные ниже методы по указанным  четырем группам:

а) наблюдение; б)упражнение;  в)опыты и экспериментирование; г) беседа; д) чтение художественной литературы; е)воображаемая ситуация в развернутом виде; ж)демонстрация; з)рассказ педагога; и) чтение художественной литературы.

 

Методы дошкольного обучения

 

практические

наглядные

словесные

игровые

б,в

а,ж

г,д,з,и,

е

Максимум- 9б.

Оптимум -5б.

 

14. (3б. за правильный ответ + 1б. за верный порядок компонентов) Изложите структуру учебного занятия в учреждении дошкольного образования:

1) начало;

2) ход занятия (процесс);

3) окончание;

4)___________________________ ;

5)___________________________ .

Максимум- 4б.

Оптимум -2б.

 

15. (1б. за правильный ответ)По утверждению Л.С.Выготского игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Из перечисленных ниже характеристик игры исключите не присущие ей характеристики:

а) имеет социальную основу;

б) служит для выражения потребностей ребенка - дошкольника;

в) в ней зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности;

г) она является средством воспитания;

д) ее считают формой организации жизни и деятельности детей;

е) верны ответы а) и в);

ж) верны ответы б) и г);

з) нет верного ответа.

Максимум- 1б.

Оптимум -1б.

 

16. (5б. за правильный ответ)В перечне указанных задач определите какие из них являются приоритетными в семейном воспитании, а какие - в воспитании, осуществляемом дошкольным образовательным учреждением:

а) эмоциональное воспитание;

б) обучение;

в) половое воспитание;

г) приобщение ребенка к спорту;

д) развитие творческих способностей.

Задачи с доминирующей ролью семьи

Задачи с доминирующей ролью дошкольного ОУ

а,в,г

б,д

Максимум- 5б.

Оптимум -3б.

 

17. (3б. за верный ответ)В состав общей подготовки (и готовности) детей к школе входят следующие виды готовности:

а) финансово - экономическая готовность;

б) социально - психологическая готовность;

в) медико - физиологическая готовность;

г) культурно - экологическая готовность;

д) нравственно- волевая готовность;

е) физическая готовность;

ж) все ответы верны.

Максимум- 3б.

Оптимум -2б.

 

СУММА БАЛЛОВ:

Максимум- 62б.

Оптимум - 37б.

Минимальное время работы (нет границы)- ;

Оптимальное время - 30 минут;

Максимальное время - академический час (45минут).

В основу контрольных заданий положены материалы учебника «Дошкольная педагогика» С.А.Козловой и Т.А.Куликовой (2000г.изд.). Задания разработаны Полкуновой О.И.- зав.каф.педагогики и психологии ООИПКРО, к.п.н., доцентом в соответствии с Государственным стандартом среднего специального педагогического образования.